Вспыльчивость детей
Вспыльчивые дети характеризуются:
* Очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить.
* Некоторые дети, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность, они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия ребенка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для усиления степени воздействия.
* Ребенок любит эксперименты. Он ''прыгает в воду'' первым, а затем смотрит куда прыгнул.
* Он начинает обычно с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или игру, так как удовлетворен своей двигательной активностью и не задумывается о цели действия.
* Если игра не работает, он захочет ее сломать; если родители не делают то, что он хочет, он ударит их или толкнет. Может отобрать у другого ребенка игрушку, ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал.
* Ребенок не чувствителен к другим, предпочитает отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться одному, страх перед разочарованием.
* Нуждается в большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с другими детьми.
Рекомендации родителям по воспитанию вспыльчивого ребенка:
Подтвердите чувства своего ребенка. Помните, что сочувствие не означает согласие. Во время кризиса у вашего ребенка повышенный сердечный ритм, он кажется безрассудным и безутешным, а его всего переполняет гормоны стресса, которые вызывают головные боли и боли в желудке. Самая большая сложность для родителей состоит в том, что ребенок не идентифицирует проблему, которая является причиной беспокойства. Поэтому родители часто высказывают пренебрежение, которое приводит к тому, что ребенок кричит еще сильнее, чтобы объяснить, как он расстроен.
Будьте терпеливыми и понимающими к тому, что испытывает ваш ребенок. Скажите себе: «Она делает все, что может, учитывая ее эмоциональное состояние. Она не виновата в том, что у нее такой темперамент». Сострадание и понимание приведет к более быстрому разрешению эмоциональной вспышки, даже если она продлится дольше, чем вы хотели бы.
Повторяйте и слушайте. В то время, как вы сидите спокойно и слушаете своего ребенка, попытайтесь просто повторить то, что он вам говорит. Не спорьте. Скажите ему, что вы его внимательно слушаете. Говорите медленно и очень спокойно.
«Тише едешь, дальше будешь». Другими словами, пусть накал эмоций вашего ребенка растет сейчас, потом он обязательно снизится. Цель родителя в такой ситуации – не сделать хуже, то есть не нужно спорить, критиковать или даже слишком много говорить, потому что любая стимуляция может вызвать еще большее эмоциональное напряжение.
Единственный человек, которым вы можете управлять, это вы сами. Попробуйте успокоиться и сделайте дыхательное упражнение. Вдыхайте в течение пяти секунд и так же пять секунд медленно выдыхайте. Используйте для контроля за временем секундную стрелку на часах и следите за движением живота. Поскольку вы сосредотачиваетесь на самоуспокоении, то ваш ребенок может решить присоединиться к вам.
Если у вашего ребенка эмоциональный стресс идет на убыль из красной зоны (от 8 до 10) в оранжевую зону (6-7), то отвлечение внимания поможет ему успокоиться и далее. Возможно, вы сможете рассказать ему историю из своего детства о том, когда вам необходимо использовать такие техники, как глубокое дыхание или позитивный разговор с самими собой для самоуспокоения. Ваш пример покажет ребенку, что каждый человек должен работать над самим собой, чтобы стать лучше.
Родители должны очень четко обозначить рамки дозволенного для ребенка и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребенка.
Чем старше ребенок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше физические ограничения и преграды.
Частая ошибка, которую допускают родители ребенка - это его ''изоляция'' с требованиями ''замолчать'' и ''сидеть тихо''. Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом, через речь и идеи.
Необходимо сглаживать агрессивность ребенка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.
Дети учатся у своих родителей всему, в том числе и эмоциональному регулированию. Возможно, взрослым стоит начать с себя, чтобы помочь детям с высокой чувствительностью, тревожностью и вспыльчивостью стать более спокойными и научиться контролировать свои эмоции. Помните, что ваши дети смотрят на вас.
Педагог-психолог В.В. Крапивницкая