Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком, у которого выявлено неблагоприятное состояние, легкая, умеренная или тяжелая безнадежность:
1. Чаще разговаривайте с сыном или дочкой. Старайтесь быть в курсе дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля. Говорите открыто и откровенно на самые деликатные темы. Старайтесь сохранить контакт и доверительные отношения.Объясните ребёнку в чем его проблемы и научите с ними справляться.
2. Не разговаривайте с сыном (дочерью) между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже. Если есть возможность отвлечься, хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть сын (дочь) почувствует ваше внимание, и заинтересованность. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
3. При общении с ребенком недопустима агрессия во всех ее проявлениях: грубость, унижение, злость, ненависть. Недопустимы выражения типа: «глаза бы мои тебя не видели», «терпеть не могу", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых). Помните, что от опыта и манер общения с ребенком в семье зависит его эмоциональное состояние, а также его будущее.
4. Время от времени в доброжелательной форме и спокойном тоне обсуждайте и анализируйте все обоюдные претензии, объясняя, чем они обидны и почему незаслуженны.
5. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка, и они должны быть согласованы родителями между собой. Правил, запретов не должно быть слишком много. Родителям необходимо растолковать, по какой причине введен тот или иной запрет. Требования лучше предъявлять в виде совета, просьбы, рекомендации, реже – приказа, распоряжения.
6. Выслушайте ребенка, если ему это необходимо. Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте. Важно показывать ребенку свое отношение: что бы ни случилось в жизни, вы его любите, и он может доверять вам.
7.Уделяйте ребенку достаточно внимания.Проводите досуг всей семьей.
8.Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
9.Не прибегайте к физическому наказанию. Целесообразнее использовать спокойное обсуждение ситуации после совершения проступка.
10.Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому ребенок не воспринимает выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.
11.Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его возможностям.
12.Принимайте ребенка таким, какой он есть, уважайте его.
13.Поддерживайте успехи ребенка, учите справляться с неудачами.
Всегда делитесь с ребенком своими чувствами.
14.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам вашего ребенка. Дайте совет.
15. Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении вашего ребёнка:
Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Следует обратить внимание, если ваш сын и дочь длительное время избегает общения вчерашних друзей и товарищей, несколько замкнут.
Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, учебными неурядицами и т. п. Но когда настроение сына (дочери) чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причина для тревоги.
Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. дети становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с вашим сыном (дочерью).
Агрессивность. Яркие вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Часто подобные явления оказываются призывом подростка обратить на него внимание, помочь ему.
Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как опасный для жизни недуг.
Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении вашего сына (дочери) должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Возможно, такая перемена говорит о глубоко переживаемом одиночестве, которое ребенок стремится скрыть под маской веселья и беззаботности.
Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни вашим ребенком должно восприниматься серьезно. Возможно, они будут выражаться словами: «Вам будет хорошо без меня», «Вы еще пожалеете обо мне», «Я не хочу жить среди вас» и т.п. Эти заявления вас могут очень сильно расстроить, взволновать, поэтому постарайтесь не допускать черствости, агрессивности к подростку, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь: обсудить волнующую его тему или проконсультироваться у специалистов.
16. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли ваш ребенок о самоубийстве, такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.Во время беседы о суициде ребенка необходимо убедить в следующем: а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным; б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом. Утверждения ребенка о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора с вами о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.Поддерживайте его и будьте настойчивы. Ребенку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если ребенок сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих его родных, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей,врачей, педагогов, к которым можно обратиться.
17.Используйте в повседневном общении с ребенком приветливые фразы. Обнимайте ребенка не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь и заботу о нем.
Педагог-психолог СПЦ В.В. Крапивницкая