Управление образования Кореличского райисполкома
Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Кореличского района»
Разработка занятия по профилактике суицидального поведения обучающихся старших классов «Жизнь – бесценный дар»
Разработала:
Маныло Наталья Васильевна
педагог-психолог
ГУО «СПЦ Кореличского района»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………..………………………………...3
Содержание занятия по профилактике суицидального поведения старших школьников «Жизнь – бесценный дар» ………………….………………………….4
Заключение……………………………………………………………………………...6
Список литературы……………………………………………………………………..7
Приложения
Пояснительная записка
В последнее время наблюдается неуклонный рост детских и подростковых самоубийств. Поэтому есть острая необходимость в детальном изучении причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Дети и подростки волей-неволей сталкиваются с тяжелыми жизненными ситуациями – потерей близкий, непониманием со стороны окружающих, сердечными страданиями. Поэтому педагогам-психологам приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.
Психологический смысл суицида чаще всего подразумевает отреагирование аффекта, или попутку уйти от ситуации, снять эмоциональное напряжение. К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях.
Таким образом, актуальность проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.
Методическая разработка предназначена для проведения занятия по профилактике суицидального поведения обучающихся 10 – 11 классов. В ходе совместной со школьниками работы поднимаются вопросы о понятии, значении и целях жизни. Акцентируется внимание на предназначении человека, важности осмысления своего существования, необходимости ценить жизнь в любых ее проявлениях.
В практической части разработки представлен комплекс физических упражнений, направленных на обучение старших школьников способам снятия нервно-психологического напряжения.
Цель занятия – профилактика суицидальной активности среди обучающихся, формирование ценностного отношения к жизни.
Задачи:
- раскрыть значение понятия жизнь;
- научить ценить жизнь в любых её проявлениях;
- помочь развить способность находить положительные моменты в ежедневных событиях;
- сформировать систему жизненных ценностей.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Время проведения: 90 минут
Необходимые материалы: ватман, ручки, фломастеры, магниты для доски, мяч.
Содержание занятия по профилактике суицидального поведения обучающихся старших классов «Жизнь – бесценный дар»
- Сообщение темы занятия «Жизнь – бесценный дар».
- Беседа:
В жизни мы часто слышим выражения: «Как удачно сложилась жизнь», «Жизнь преподнесла сюрприз» или «Жизнь не задалась». А задумывались ли вы, о понятии что такое жизнь? (ответы учащихся). Что такое человеческая жизнь? (ответы учащихся).
Знакомство со словарем Ожегова, разбор понятия «Жизнь» (Совокупность явлений, происходящих в организме, особая форма существования материи).
- Чтение стихотворения Р. Рождественского «Человеку надо мало…» (Приложение 1).
Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:
- Какая самая главная цель в жизни у каждого участника занятия?
- Зачем и для чего мы живем?
- Что человеку нужно для полного счастья?
- Просмотр документального фильма «Шаг навстречу смерти. Шаг навстречу жизни» 1 часть, https://www.youtube.com/watch?v=B-NS4AFn3rc
Обсуждение увиденного.
У каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. У каждого из нас свои взгляды, интересы, представления о жизни. На своем пути мы встречаем много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное лепестками роз. В ней бывает всякое: и хорошие моменты, и моменты грусти, огорчения.
Иногда сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться на приятных событиях в жизни, подавляют положительные эмоции. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой:
1) Спортивные занятия.
2) Контрастный душ.
4) Мытье посуды.
5) Скомкать газету и выбросить ее.
6) Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить в корзину.
7) Слепить из газеты свое настроение.
8) Закрасить газетный разворот.
9) Громко спеть любимую песню.
10) Покричать то громко, то тихо.
11) Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
12) Погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в «коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой)».
- Практическая часть. Упражнения на снятие психологического напряжения:
Игра «Обрыв»
На полу изображается две параллельные черты на расстоянии больше шага друг от друга, между ними – «обрыв». Все ребята выстраиваются в две шеренги по сторонам изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» по линии и не упасть, используя поддержку группы. Обратить внимание, как воспользовались этой возможностью участники.
Вопросы для обсуждения:
• Легко ли было идти, какие способы использовали, чтобы преодолеть препятствие?
• Как бы себя повели, если бы ситуация оказалась реальной?
• Какое качество нужно проявить для преодоления препятствия?
Педагог: «Человеку может показаться, что в его жизни сложилась безвыходная ситуация. И тогда он проявляет слабость – подчиняется обстоятельствам. Но жизнь требует мужества! И единственная альтернатива слабости – мужество бытия и поиск выхода из ситуации».
Игра «Мяч»
Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию (Приложение 2), а ребенок отвечает, предлагая позитивные выходы из ситуации. Если ребенок затрудняется предложить позитивный ответ, к поиску ответа подключается вся группа, пока не определится позитивный способ разрешения проблемы.
Педагог должен сделать вывод: не нужно бояться трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами.
Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.
- Дискуссия на тему «Как научиться преодолевать трудности?»
- Оформление информационного стенда «Радости жизни». Каждому участнику предлагается подойти к ватману и написать либо нарисовать что-то светлое, доброе, радостное, что помогает жить и ценить каждый прожитый день.
В конце занятия ребятам предлагается провести короткую рефлексию, рассказать о полученных эмоциях. Каждому в подарок дается буклет с номерами телефонов доверия в Республике Беларусь (Приложение 3).
Заключение
В результате проведения представленного занятия-тренинга у обучающихся старших классов формируется нравственная ценность жизни, понятие о самой главной ценности жизни; обучающиеся узнают о действенных способах снятия нервно – психологического напряжения с помощью физических упражнений. Учатся ценить жизнь в любых её проявлениях, осмыслению своего настоящего и будущего.
Тренинговые упражнения формируют активную жизненную позицию, помогают находить пути преодоления сложных жизненных ситуаций.
Данное мероприятие позволяет распознать признаки депрессивного состояния несовершеннолетних, в широком смысле способствует блокированию действия суицидального поведения.
Список литературы
- Ожегов С.И. словарь русского языка./Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.-797 с.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, трениинги/ авт.-сост.М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207с.
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни», //Школьный психолог, 2005, №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Роберт Рождественский
«Человеку надо мало...»
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг —
один
и враг —
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей —
жила…
Человеку надо мало:
после грома —
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь —
одну.
И смерть —
одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И —
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности, —
немного.
Это, в общем-то,
— пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры ситуаций к игре «Мяч»
• получил двойку;
• родители не соглашаются покупать вещь, о которой мечтал;
• хочет на дискотеку, но надо сидеть с младшим братом (сестрой);
• конфликтует с учителем;
• дали кличку;
• поссорился с лучшим другом (подругой);
• имеются проблемы со здоровьем;
• конфликты с одноклассниками (ребятами старшего возраста);
• потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.