Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации педагогу-психологу по работе с детьми, находящимися в социально опасном положении

Дата: 14 июня 2016 в 15:24, Обновлено 25 марта 2019 в 11:48

Государственное учреждение образования

 «Социально-педагогический центр Кореличского района»

Методические рекомендации педагогам-психологам

в работе с несовершеннолетними, находящимися в

социально опасном положении

                                                                                                                           Сазанович Наталья Михайловна

                                                                                                                            педагог-психолог

                                                                                                                            e-mail: guospcz@mail.ru

       

Методические рекомендации подготовлены на основе анализа законодательной базы в области защиты детства, практического опыта и современных требований к деятельности педагогов-психологов учреждений образования.

Адресованы педагогам-психологам учреждений профессионально-технического, общего среднего, дошкольного образования.

1. Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

При организации сопровождения детей, находящихся в  социально опасном положении, работа педагога-психолога строится по основным направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультирование, профилактическая работа.

  1. Диагностическая работа (исследование, изучение).

В рамках данного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям.

Ребёнок из неблагополучной семьи может сталкиваться с серьёзными трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводит к тому, что в глазах окружающих он становится чем-то вроде «отверженного», которым помыкают, игнорируют, выталкивают из игр, компаний и т.д. Вместе с тем у такого ребёнка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими людьми. В этом случае ребёнок становится агрессором. [5, с.23]. Повседневная жизнь детей из таких семей постоянно сопровождается эмоциональным стрессом. Кроме того, у этих детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению, поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему.

Психологи отмечают, что дети из неблагополучных семей не только имеют постоянные проблемы с учёбой и поведением в школе, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно. [20, с.56]. Данные нарушения являются маркерами социально опасного положения.

При анализе психодиагностических материалов необходимо обращать внимание на следующее:

• отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);

• высокая тревожность, страхи;

• эмоциональная неадекватность;

• проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.);

• наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, заикается, наматывает волосы на палец во время диагностики и т.п.);

• неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);

•   проявления агрессии (аутоагрессии);

• проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.   

В ходе проведения диагностики с несовершеннолетним педагог-психолог оформляет протокол диагностического обследования (Приложение 2).

При реализации диагностического направления работы педагог-психолог хранит используемые методы и методики, индивидуальные и групповые материалы диагностических обследований, обработанные протоколы результатов, записки по итогам проведения исследований и т.д. [10,c.17].

  1. Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия.

Специфика коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревожности и страхов, высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда - неадекватная самооценка, негативное отношение к себе, рассогласованность образов "Я".

Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми в социально опасном положении остается групповое взаимодействие. В идеале - работа со всем классом или группой (с ориентацией на ребенка группы риска). Другой вариант - специально сформированные коррекционные группы. По составу они должны быть смешанными, то есть в них находятся не только дети в социально опасном положении, но и несовершеннолетние, нуждающиеся в коррекции агрессивного поведения, тревожных состояний.

Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда, по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причинами могут быть психологическая травма, психическое расстройство, ситуация социальной изоляции, суицидальный риск, нежелание ребенка быть в сформированной группе.

4. Консультирование.

На данном этапе педагогом-психологом проводятся групповые и индивидуальные консультации с детьми, родителями и педагогами.

Консультативная деятельность для несовершеннолетних направлена на оказание помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации, испытывающим проблемы в общении с родителями, педагогами, сверстниками. Консультативная деятельность для родителей направлена на преодоление трудностей семейного воспитания, на оказание помощи в решении семейных проблем, изменению родительских установок и налаживанию детско-родительских отношений. Консультативная деятельность для педагогов направлена на организацию работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.  

           5. Профилактическая работа.

Данное направление реализуется через систему индивидуальных и групповых консультаций, бесед, встреч, лекций, публикаций в периодической печати.

Просвещение педагогов - это  информирование о признаках, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение, а также просвещение в области психолого-педагогических знаний.

Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Работа педагога-психолога с родителями направлена на преодоление накопившихся у них эмоциональных проблем, поиск ресурсов, понимание родителями своей ответственности за будущее ребёнка, оптимизацию детско-родительских отношений. Педагог-психолог сообщает родителям о результатах диагностики и коррекционно-развивающей работы, обсуждает с ними сложившуюся жизненную ситуацию, перспективы её развития, оказывает психологическую поддержку.

В индивидуальной работе с детьми и их родителями необходимы чуткость и педагогический такт, умение выбрать воспитательные мероприятия, которые соответствовали бы личностным особенностям ребенка, а также способность предвидеть последствия реализованных мер. [14, с.47].

2. Последовательность работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении

Педагог-психолог осуществляет работу с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении в следующей последовательности:

  1. Психодиагностическое обследование несовершеннолетнего с целью изучения эмоционально-личностных особенностей;
  2. Составление заключения по результатам проведенного психодиагностического    обследования;
  3. Разработка рекомендаций по работе с несовершеннолетним для родителей и педагогов;
  4. Включение мероприятий по оказанию психологической помощи несовершеннолетнему и его семье, направленных на устранение выявленных проблем;
  5. Составление программы коррекционно-развивающих занятий с несовершеннолетним;
  6. Отражение проведенной работы  в соответствующих журналах;
  7. Отслеживание динамики  проведенной работы.

Перечень документов по работе с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении:

  • Заключение по результатам проведенного психодиагностического    обследования несовершеннолетнего (Приложение 3);
  • Рекомендации по работе и реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, для педагогов и родителей;
  • Программа коррекционно-развивающих занятий с несовершеннолетним (Приложение 4);
  • Индивидуальные психодиагностические материалы.

               

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. – СПб, 1997. – 256 с.
  2. Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. [Текст]- М., 1999. – 208 с.
  3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. [Текст]- // Психология обучения.-2002.-№1.- с.5.
  4. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990.
  5. Выявление и реабилитация социально проблемных семей в дошкольном учреждении: пособие для педагогов дошкольных учреждений / [сост. О. С. Дятчик]. – Мозырь: Белый Ветер, 2012. – 60 с.
  6. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=pd0600018&p2={NRPA}. – Дата доступа: 02.12.2015.
  7. Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18».
  8. Джудит С. Райкус, Рональд С.Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие: Концептуальные основы социальной работы с детьми.–М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008.– 288 с.
  9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года "Об оказании психологической помощи".
  10.  Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2014/2015 учебному году учреждения дошкольного образования // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2014. – №15.
  11.  Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.
  12. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «О порядке ведения районного (городского) учета несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении» (сборник нормативных документов Министерства образования   Республики Беларусь № 8 № 2010 г.). 
  13.  Методические рекомендации по документированию работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Гродненской области от 2013 года.
  14.  Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (для общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2009. - № 22.
  15.  «Проблемы социального сиротства» / Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Н.М. Глухова и др.; Под общей редакцией Л.И. Смагиной. – Мн.: ГДП «Спектр-Диалог», 1999. – 104 с.
  16.  Программа воспитания и  защиты  прав  и  законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: утверждена  приказом Министерства   образования Республики Беларусь от 25.04.2011 № 336 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=14301.  –  Дата доступа: 16.12.2015 г.
  17.  Профилактическая работа педагога-психолога / авт.-сост. Е.В. Чумеко. – Минск: Красико-Принт, 2011. – 96 с.
  18.  Рожков, М. И., Набатова, М. А. Как помочь ребенку преодолеть обиду. [Текст]- Серия: Методика воспитательной работы в школе. – М.: Академия Развития, 2006 г. - 192 с.
  19.  Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. [Текст]- / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. - М., 2005. – 123 с.
  20.  Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999. – 160 с.
  21.  Шибаева  Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. [Текст]- – М., 1995. –103 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протокол психодиагностического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________

Возраст:___________________________________________________________

Время начала:______________________________________________________

Время окончания:___________________________________________________

Методика:__________________________________________________________

Этапы диагностической процедуры

Ход

 диагностической процедуры

Примечания

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата____________________________

Педагог-психолог: ____________________________________

       (Подпись)                                       (Ф.И.О.)

Примечание: протокол диагностических обследований рассматривается как форма фиксации особенностей процесса наблюдения либо взаимодействия психолога с клиентом в ходе индивидуальной работы. Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания наблюдаемых явлений. Единицами фиксирования могут быть поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления отношения), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний, особенности работоспособности. Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических заданий.[13, c.58]

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам обследования

несовершеннолетнего …………………………….

                                                  (ФИО ребёнка, год рождения)

В заключении указывается:

·        Инициатор запроса, цель обследования, дата проведения.

·        Используемые методики.

·        Результаты диагностики (психологический портрет ребёнка, выводы).

·        Рекомендации по дальнейшему психологическому и педагогическому сопровождению несовершеннолетнего.

Дата написания заключения____________             

       Педагог-психолог____________________ [13, c.52]

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа работы педагога-психолога с группой

Программа  «______________________________________________________________________________________________________________________________________»

название программы

работы педагога-психолога с группой ____________________________________________________________________

какой

Цель программы_____________________________________________________

____________________________________________________________________

Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы___________________________________________

Список литературы___________________________________________________

____________________________________________________________________

Тематический план занятий

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование форм  работы, упражнений

Дата составления «______»_____________________20  г.

Педагог-психолог ________________________

Программа индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий

Программа

 индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий с ___________________

____________________________________________________________________

                                                                          ФИО, возраст, класс

Название программы «________________________________________________

___________________________________________________________________»

Цель программы______________________________________________________

____________________________________________________________________

Срок реализации программы____________________________________________

Планируемые результаты психологической работы________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________Список литературы ___________________________________________________

___________________________________________________________________

Тематический план занятий

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование

 форм  работы, упражнений

Дата составления «______»_____________________20   г.

Педагог-психолог ____________________________

             (Подпись)                                 (Ф.И.О.)

Примечание: В коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка,  в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний мо­жет быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тре­нингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе. [13, c.54-55].

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.