Рекомендации родителям
"Как справиться с детской тревожностью"
1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье. Старайтесь искренне интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о детском садике.
2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои переживания. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день.
3. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой и учителем. Ваши тревоги и опасения обязательно передадутся ребенку. Послужат причиной формирования «школьной тревожности» - устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
4. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать.
5. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое! Проявляйте внимание к личности ребенка, постарайтесь предъявлять оптимальные требования к нему. Подчеркивайте, выделяйте в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогая тем самым обрести веру в себя.
6. Большое значение имеет правильный режим дня ребенка:
должен быть полноценный сон;
необходимы продолжи-тельные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения;
не позволяйте подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в компьютерные игры.
7. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в детском саду. Объясните их необходимость и целесообразность. Беседуйте с ребенком о том, зачем нужно ходить в сад, почему в детском саду именно такие правила, какие могут быть трудности и как можно с ними справиться.
8. Ваш ребенок пришел в детский сад, чтобы развиваться и учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Для формирования положительного отношения к детскому саду, а в дальнейшем и к школе, важно чтобы ребенок понимал, что учиться ему по силам, он может справиться с заданиями.
9. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Важно поощрение ребенка, важно хвалить результат его деятельности, помочь ребенку поверить в свои силы. Важно формировать интерес у ребенка к содержанию учебной деятельности и подкреплять его одобрением, похвалой.
Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
Педагог-психолог В.В. Крапивницкая