«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна двигательная активность для формирования физического и психического здоровья человека. Потребность в двигательной активности у детей очень велика.
Ограничение активности может привести к задержке психического и речевого развития ребенка!
Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Занятия с детьми, игры проходят за столом, а длительное нахождение в одном положении для детей очень тяжелая нагрузка. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию. Во время статического напряжения происходят изменения в деятельности всего детского организма, которые приводят к переутомлению нервной системы, снижению умственной работоспособности. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.
Основные признаки утомления:
• нарушение недавно сформированных умений;
• нарушение координации мелких движений, их замедленность;
• длительные отвлечения;
• примитивные манипуляции;
• повышенная раздражительность;
• зевота
Эффективными способами предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности, для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей являются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки.
Физкультминутка способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность, развивает речь, произвольное внимание, память, способность сосредотачиваться, координацию движений и мелкую моторику. Проводится физкультминутка с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.
Цели проведения физкультурной минутки:
• Повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях,
• Обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
На эффективность проведения физкультминуток влияет прежде всего предварительно продуманная работа воспитателя по подготовке и подбору материала, упражнений и составлению комплекса физкультминутки.
Основные требования при организации физкультминуток:
• упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
• упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
• выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность;
• произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;
• выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
• никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания;
• если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
Виды упражнений для физкультминуток:
• упражнения для снятия общего или локального утомления;
• упражнения для профилактики нарушения осанки;
• упражнения для кистей рук или пальчиковые гимнастики;
• гимнастика для глаз;
• гимнастика для улучшения слуха;
• дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
• представляет собой систему упражнений для развития мелкой моторики рук;
• предусматривает игровой характер упражнений, которые являются прекрасным средством развития интеллектуальных, эмоциональных и когнитивных способностей ребенка, делая сам процесс обучения интересным и увлекательным;
• предполагает совместные выполнения упражнений ребенком и взрослым, что ведет к удовлетворению потребности в эмоциональном контакте, межличностном общении, успехе. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Игры с пальчиками – одни из самых простых и полезных занятий. Простых – потому что они не требуют никаких приспособлений, а полезных – потому что помогают развитию речи и мышления. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3-х до 5-и раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.
Можно выполнить кинезиологические упражнения (кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта).
1.«Кулак – ладонь» Вот ладошка, вот кулак. Все быстрей делай так. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за правильностью выполнения упражнений.
2. «Оладушки» Мы играли в ладушки – Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. (По мере усвоения – движения ускорять.)
3. «Перебор пальцев» (Поочередное соединение всех пальцев с большим) Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве, (Смена рук) И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка» (кулак – ребро - ладонь) Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут!
5. «Цепочка» Пальчики перебираем и в цепочку собираем. Подушечками пальцев дети поочередно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка.
Дыхательная гимнастика - развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Такие упражнения необходимы детям, имеющим речевые нарушения. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:
• Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
• Тренировать силу вдоха и выдоха.
• Развивать продолжительный выдох.
Глазная гимнастика – физкультминутка, которая:
• положительно влияет на состояние органа зрения,
• способствует формированию рефракции глаз у детей,
• снимает зрительное утомление,
• улучшает мозговое кровообращение,
• укрепляет склеру глаза, глазные мышцы и глазные нервы.
Зрительная работоспособность во многом определяется состоянием глазных мышц. Поэтому гимнастика для глаз важна не меньше, чем общие физические упражнения. Упражнения глазной гимнастики выполняют медленно, спокойно, с размеренным спокойным дыхание. При выполнении упражнений глазной гимнастики стараться не моргать. При проведении упражнений для глаз хорошо использовать различные ориентиры – зрительные стимулы (цветные шарики, любые игрушки и др.). Их применение позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрение.
Использование ростовых кукол вносит в физкультминутку разнообразие и делает занятие более интересным.
Физкультминутки не должны мешать проведению занятий, выполняемые упражнения не должны вызывать утомление или возбуждение. Упражнения должны увлекать детей, вызывать положительные эмоции. Каждый педагог, работающий с детьми, обязан помнить, что главное назначение физкультминуток – активный отдых.
Педагог-психолог В.В. Крапивницкая