Тренинг «СИМФОНИЯ ЦВЕТА»
Цель: личностное развитие ребенка.
Задачи: развитие навыков общения, дружелюбные отношения, благоприятный психологический климат.
Материалы: бумага, фломастеры, краски, карандаши.
Программа тренинга:
Правила тренинговой работы:
*проявляем активность
*слушаем друг друга не перебивая
*избегаем критики при выполнении упражнений
Пусть люди найдут краски, пусть назовут
цвета, которыми солнце окрашивает небеса…
И. Гончаров
Ход тренинга
Красный, желтый, голубой,
Выбираем цвет любой…
ДЕЛИМ ТРЕНИНГОВУЮ ГРУППУ НА ТРИ ЧАСТИ – красные – желтые – синие (по цвету платка).
…Давным-давно наша земля была пустынным и раскаленным небесным телом. Не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных цветов, которые украшают ее. И однажды задумали Высшие силы оживить землю, рассыпали по всей земле несметное количество семян жизни и попросили Солнце согревать их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой. Солнце принялось согревать землю, а Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, т.к. других красок не было.
Тогда высшие силы велели разноцветной Радуге подняться над землей и украсить ее. С тех пор Радуга появляется всегда, когда солнце светит сквозь дождь. Она смотрит, достаточно ли разного цвета у Земли, красиво ли она украшена, звучит ли симфония цвета…
Как вы думаете, о чем на занятии мы сегодня поговорим, чем будем заниматься? Ваши мысли об этом?
1. И первое упражнение – игра «Имя – три цвета». Назовите ваше имя и три цвета, которые начинаются с букв вашего имени, например, Людмила, лиловый…
2.Рисунок «Ладошка». Предлагаю поиграть в детскую игру и нарисовать свою ладошку, обвести ее, затем раскрасить любимыми цветами. Затем разложим рисунки на столе, чтобы ладошки подсохли. Видно, что они все разноцветные, словно радуга и у каждого есть свой любимый цвет! (Во время рисования звучит приятная музыка). Эти рисунки нам пригодятся в конце занятия.
3.Используя платки разного цвета, мы попытаемся украсить вот этот стул посередине. Но это не просто стул, Это – трон! Игра «На троне». Мне хочется, чтобы на троне оказался… Подумаем, чем хорош этот юноша (девушка)? Найдите добрые слова, ласковые слова, цветные слова для человека на троне, дайте ему поддержку!.. Высказывания. Думаю он хочет вас поблагодарить, возможно, сказать, какие слова ему больше всего понравились…
Можно ли сказать, что все высказывания были ярких цветов?
4.Симфония цвета присуща и стихотворным строкам, не только прозе. Есть ли цвет у стихов? Послушаем и определим, какой цвет имеют эти стихи? (Чтение стихов)
5.Игра «Творчество». 1 задание – через 1-2 минуты объясните оригинально и образно смысл выражений: первая группа – «ЗЕЛЕНАЯ ТОСКА»; вторая группа – «СЕРАЯ ЖИЗНЬ», третья – «РОЗОВЫЕ МЕЧТЫ».
2 задание: записываем название чувств – первая – радость, счастье, тоска, грусть; вторая – тревога, волнение, вина, забота; третья – доброта, любовь, печаль, веселье. Рядом с названием чувства укажите цвет, с которым ассоциируется это чувство у вас…
3 задание: запишите ОТТЕНКТ всех цветов, которые вам известны, кто больше? Пурпурный, бежевый, бордовый, цвет морской волны, пунцовый, багряный, алый, цвет хаки, палевый, кофейный, шоколадный, цвет слоновой кости, стальной, золотой, серебристый, черничный, малиновый, баклажановый, цвет спелой сливы, спелой земляники, лесной гвоздики, цвет вечернего неба…
4 задание: сочиняем РАЗНОЦВЕТНУЮ СКАЗКУ. Каждый охотник желает знать где живет фазан. Итак, первый цвет «красный». Начало сказки – красного цвета. Сочиняем по очереди, по 2-3 предложения каждого следующего цвета. Начну первой: Красный туман скрыл все недостатки города. Красные огоньки светофора светились в темноте. Было загадочно и интересно идти по улицам маленькому красноглазому мышонку…
Эта игра объединила нас, заставила работать творчески и творчески мыслить.
6.Продолжаем работать с «симфонией цвета». Почему название звучит, как музыка? Что общего у музыки и цвета? Ваши высказывания…
Скрябин говорил, что пишет музыку и видит цвет, что музыка бывает разного цвета. Попробуем услышать цвет у музыки. Звучат музыкальные отрывки… Высказывания ребят после каждого отрывка, с каким цветом есть ассоциация…
Вот и мы услышали цвет музыки. Где еще можно увидеть цвет и слушать музыку? (на дискотеке!)
7.Оказывается, когда слушаешь музыку, слушаешь стихи, чувствуешь приятный запах, ощущаешь на языке что-то вкусное, раскрашиваешь красками бумагу или наблюдаешь за красками природы, ты чувствуешь хорошее настроение, счастье, гармонию, спокойствие. Давайте проверим, так ли это.
Упражнение «Настроение».
Выкладываются цветные карточки на чистом листе бумаги. Инструкция:
1) на какой из этих цветов похоже твое настроение, когда ты идешь в школу? Запиши выбранный цвет (№).
2)теперь нужно выбрать цвет заново. Из разложенных цветов выбираем тот, который больше всех нравится, кажется красивее. Запись №.
Снова выбираем из оставшихся любой другой цвет. Запись №.
Снова выбираем - запись № и т.д. пока не выберем последний цвет.
3) расчет: надо сравнить порядковое место, которое занимает цвет в вашем выборе с «идеальным» расположением (34251607). Вычисляется разница между реальным (ваш выбор) местом и нормативным (идеальным). Разности суммируются. Значение м.б. только четным!
Цвет |
красный |
желтый |
зеленый |
фиолет |
синий |
коричн |
серый |
Черный |
Место цвета в норме |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Место цвета в выборе ребенка (например) |
3 |
8 |
2 |
1 |
5 |
7 |
4 |
6 |
разность |
2 |
6 |
1 |
3 |
0 |
1 |
3 |
2 |
Разность суммируем - =18. Если СО больше 20, преобладают отрицательные эмоции, доминирует плохое настроение, неприятные переживания. Наличие проблем, которые не может преодолеть самостоятельно.
Если СО от 18 до 10 – эмоциональное состояние в норме, может радоваться, печалиться но поводов для беспокойства нет.
Если СО от 8 до 0 – преобладают положительные эмоции, счастлив, настроен оптимистично.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА:
СИНИЙ. Выбирают чувствительные, впечатлительные, но спокойные, уравновешенные люди. Они отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, потребность в личностном, глубоком, а не поверхностном общении.
ЗЕЛЕНЫЙ. Предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Они озабочены своим статусом, положением в коллективе, испытывают потребность в похвале, эотят быть лучше других.
КРАСНЫЙ. Предпочитают активные, энергичные, деятельные. Оптимистичны, шумны, веселы, несдержанны.
ЖЕЛТЫЙ. Мечтательные, полные надежд, но не готовые активно действовать, склонные занимать выжидательную позицию, но со светлым настроением.
ФИОЛЕТОВЫЙ. Доминируют инфантильные установки. С ребенком продолжают обращаться, как с маленьким, умиляются капризам, строят отношения на принципах гиперопеки.
КОРИЧНЕВЫЙ. Тревожные дети, часто испытывают эмоциональный, физический дискомфорт, страхи.
ЧЕРНЫЙ. Негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Наиболее предпочитаемый, первое место – внутренне согласился с отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих.
СЕРЫЙ. Связь с инертностью и безразличием. Какое-либо эмоциональное участие взрослых в жизни отсутствует.
8. Шуточной разрядкой серьезного предыдущего упражнения будет Игра «Пять слов». (Отдельное упражнение).
9.РЕФЛЕКСИЯ. Вернемся к началу игры. Вырежем ладошки и приклеим их на ватман, в центре которого нарисована улыбающаяся рожица. Получилось цветное солнышко! Настоящая симфония цвета! Пусть это солнышко согревает вас всегда и везде. Напоминает друг о друге, о том, что вы все разные. Спасибо за работу! Встаньте в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло цветных ладошек – лучиков… До свидания…