Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации по подготовке ребенка к устройству в замещающую семью для специалистов учреждений образования

Дата: 17 июня 2021 в 10:59

Рекомендации по подготовке ребенка к устройству в замещающую семью для специалистов учреждений образования

 

Одним из направлений деятельности специалистов социально-педагогических центров, а также педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования является подготовка ребенка к помещению в замещающую семью (либо перевод в новую замещающую семью).

От того, как пройдет адаптация ребенка, зависит его эмоциональное состояние, успешность дальнейшего развития, умение налаживать взаимоотношения в новой семье и за ее пределами, и в целом – подготовленность к дальнейшей жизни. 

Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, управление (отдел) образования по месту жительства вновь выявленного ребенка обязаны обеспечить подготовку ребенка к передаче на воспитание в замещающую семью[1]:

организовать психологическую и педагогическую диагностику ребенка;

провести оценку потребностей ребенка в соответствии с формой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь;

довести до сведения замещающих родителей информацию о потребностях ребенка и рекомендации о формах и методах воспитания, соответствующих особенностям личности ребенка.

Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью направлена, в первую очередь, на преодоление предыдущего негативного опыта проживания в семье, адаптацию в новой замещающей семье, при этом важно учитывать следующие факторы[2]:

возраст ребенка;

предыдущий опыт проживания в семье (отсутствие опыта проживания в семье, опыт проживания в биологической семье, опыт проживания в замещающей семье);

индивидуальные особенности ребенка;

результаты психологического сопровождения ребенка, которое было организовано ранее.

При подготовке ребенка к устройству в замещающую семью можно выделить несколько этапов:

  • Изучение материалов личного дела, семейной истории, проведение диагностики личностных особенностей ребенка либо использование результатов ранее проведенных исследований и др.

Диагностика должна быть направлена на изучение[3]:

психического и эмоционального состояния ребенка (уровень тревожности, наличие агрессивных тенденций, страхов и т.д.);

уровня самооценки, личностных особенностей;

уровня стрессоустойчивости;

поведенческих проявлений (социальные навыки, дисциплина);

коммуникативных умений;

уровня субъективного ощущения одиночества.

  • Общая подготовка (подготовка ребенка для различных форм семейного устройства с учетом их возрастной категории и особых потребностей).

Важной частью общей подготовки ребенка к проживанию в семье является работа по его эмоциональной подготовке, т.е. работа с чувствами и эмоциями ребенка по принятию им своего прошлого и настоящего[4].

Необходимо направить усилия на формирование у ребенка соответствующих представлений о том, что произошло, почему он оказался в замещающей семье, а также на устранение чувства вины, гнева, обиды. Важно выяснить, как ребенок объясняет расставание с семьей. Так как детские домыслы и страхи могут оказаться губительнее, чем реальные факты, необходимо помочь ребенку понять родителей и ситуацию, в которой он оказался. При этом иметь в виду, что от ребенка нельзя ничего скрывать.

Часто дети склонны винить себя в несчастьях и принимать ответственность за негативные события, причина которых вовсе не в них. В разговоре необходимо помочь ребенку понять происходящее, рассказать о том, что будет дальше, как и с кем он будет жить. При этом необходимо, чтобы ребенок задал тревожащие его вопросы и получил ответы, а не придумывал их сам.

Очень важно дать понять несовершеннолетнему, что наличие переживаний в такой ситуации является естественным, что это часть исцеления, они пройдут, а останется память.

Необходимо предоставить ребенку возможность выразить переживания словесно или в форме рисунка и помочь справиться с ними посредством использования методов снятия эмоционального напряжения.

Сохранение связи с родителями, родственниками и другими близкими людьми при условии, что общение с ними не оказывает на ребенка негативного влияния, позволяет минимизировать последствия травмирующих событий, вследствие чего ребенок быстрее адаптируется к новым условиям проживания.

В беседе необходимо рассказать ребенку о положительных и негативных сторонах его семьи, и то, какой может быть семья. Важно сформировать у ребенка желание жить в замещающей семье, так как он может отказываться от встречи с возможными замещающими родителями. Причиной этого могут быть внутренние страхи и опасения подростка не понравиться или разочароваться самому. 

  • Психологическая подготовка.

             Данный этап предусматривает проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком с использованием различных методов и технологий, например, ролевых игр, практических упражнений, дискуссий, обсуждения реальных ситуаций, использования арт-терапевтических методов и др.

Возможные задачи коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними:

создать условия для развития уверенности в себе, снижения уровня тревожности;

стимулировать к совместной работе и решению возникающих проблем;

помочь получить более полное представление о будущей семье, ее членах, соотнести представления и желания с реальностью;

повысить уровень социально-психологической адаптированности в социуме;

развить необходимые ценностные, социокультурные, правовые, досуговые ориентации и навыки и т.д.

Подбор методов и проведение коррекционной работы зависит от личностных особенностей ребенка, ситуации и основывается на результатах проведенной диагностики. После проведения коррекционно-развивающей работы, замещающим родителям, специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, где будет  обучаться ребенок, предоставляются рекомендации (в письменном виде) по его адаптации в замещающей семье с учетом его возрастных, личностных, индивидуальных особенностей, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Кроме того, на каждого ребенка, передаваемого в замещающую семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают замещающим родителям следующие документы[5]:

свидетельство о рождении ребенка;

медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на воспитание;

документ об обучении (образовании) – для детей, получающих общее среднее образование;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в замещающую семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие);

сведения о наличии братьев и сестер и их местонахождении;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документ, подтверждающий наличие у ребенка в собственности и (или) во владении и пользовании жилого помещения; 

документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;

иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

  • Психологическое сопровождение при установлении первичного контакта, знакомстве ребенка с замещающими родителями.

Первая встреча ребенка с кандидатами в замещающие родители должна проходить в присутствии человека, которому ребенок доверяет. Следует учесть, что возможность познакомиться через совместную деятельность (например, игра, рисование, совместная прогулка и т.п.) позволяет быстрее наладить общение с ребенком.

Если между ребенком и взрослым появилось доверие, желание развивать отношения, то можно организовать его пребывание в семье в выходные, каникулярные дни. Цель патронатного воспитания — помочь ребенку обрести положительный опыт проживания в условиях семьи, ощутить себя ее полноценным членом. Такие события позволяют в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу, приемным родителям – окончательно определиться с решением о создании замещающей семьи и выборе данного ребенка.

Переезд несовершеннолетнего в замещающую семью также должен быть подготовлен[6]. Работа на данном этапе направлена в первую очередь, на снятие у ребенка чувства тревоги, устранение опасений, связанных с переменой места жительства и изменениями условий проживания. Накануне дня переезда ребенка в семью (в случае проживания в детском социальном приюте) целесообразно провести ритуал прощания ребенка с воспитателями и воспитанниками. Порядок его проведения может быть выработан совместно с детьми либо предложен детям взрослыми. Какие-нибудь предметы (игрушки, одежда и др.), которыми ребенок пользовался и дорожил, могут быть использованы для облегчения адаптации в новом доме.

В день переезда ребенок должен принимать участие в сборе личных вещей, которые он заберет с собой. Необходимо, чтобы взрослые, которые работали с ребенком, попрощались с ним.

В ходе сопровождения замещающих семей имеют место ситуации, когда семья по каким-либо причинам прекращает свое существование либо возникает необходимость перевода ребенка из одной замещающей семьи в другую.

В данном случае необходимо учитывать многообразие опыта проживания ребенка в различных семьях (имеется позитивный или негативный опыт длительного (кратковременного) проживания ребенка в замещающей семье и (или) с близкими родственниками). В связи с тем, что данные ситуации являются кризисными для ребенка в любом возрасте, особое внимание необходимо уделить знакомству ребенка с новыми замещающими родителями.

С целью снижения уровня эмоциональной напряженности ребенка и его успешной адаптации при помещении в новую замещающую семью, важно оказывать помощь несовершеннолетнему по сохранению общения со значимыми для него людьми (предыдущие замещающие родители, родственники, воспитанники приемной семьи или детского дома семейного типа и т.д.) очно или с помощью телефонной связи.

При проведении коррекционно-развивающей работы важно учитывать эмоциональное состояние, личные особенности и увлечения ребенка, трудности, которые возникали ранее в процессе адаптации, причины помещения ребенка в новую замещающую семью и т.д.

  • Консультирование по проблемам адаптации в принимающей семье.

Дальнейшее сопровождение несовершеннолетнего осуществляется в соответствии с планом развития приемной семьи, детского дома семейного типа.

Важно обеспечить наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, его развитием и адаптацией в новой семье, характером взаимоотношений между замещающими родителями, другими воспитанниками (если таковые имеются), поведением дома и в учреждении образования. Исходя из этого – организовать необходимую консультационную помощь по проблемным вопросам.

Целесообразно дополнительно рекомендовать замещающим родителям видеоматериалы и литературу по актуальным вопросам воспитания в соответствии с возрастом несовершеннолетнего, предоставлять буклеты, памятки, брошюры по проблемным вопросам.

В случае, если ребенок устроен на воспитание в опекунскую семью, специалистам учреждения образования важно установить доверительные отношения с опекуном, обеспечить наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка и его поведением. При необходимости – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение адаптации несовершеннолетнего в семье опекуна посредством организации бесед и консультаций с несовершеннолетним и его законным представителем, проведения коррекционно-развивающей работы.

 

[1] Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 октября 1999 г. N 1678 «Об утверждении положения о приемной семье»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 февраля 2006 г. № 289 «Об утверждении Положения о детском доме семейного типа»

[2] Базарова Г.Т. «Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью»: методическое пособие / Г.Т. Базарова и др. – М.: Изд-во «Проспект», 2009. – 232 с.

[3] Примерный перечень основных и дополнительных психологических методик, используемых в диагностической работе с замещающими родителями, представлен на сайте Национального центра усыновления Республики Беларусь.

[4] Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. СПб: Речь, 2007.

[5] Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 октября 1999 г. N 1678 «Об утверждении положения о приемной семье»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 февраля 2006 г. № 289 «Об утверждении Положения о детском доме семейного типа»

[6] Базарова Г.Т. «Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью»: методическое пособие / Г.Т. Базарова и др. – М.: Изд-во «Проспект», 2009. – 232 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.